
На фоне стремительного роста спроса на отечественное ПО перед российскими разработчиками встали задачи не только оперативного создания конкурентоспособных решений, но и формирования зрелых процессов разработки, поддержки и продвижения продуктов.
О том, на каком уровне находится российское программное обеспечение, какие технологии и подходы будут определять будущее ИТ-рынка в России и насколько востребованы отечественные решения за рубежом, в интервью CNews рассказал управляющий директор вендора «Нота», заместитель генерального директора ИТ-холдинга «Т1» Кирилл Булгаков.
«У продуктов „Нота“ сроки time-to-market крайне сжатые, и это наша осознанная стратегическая ставка»
CNews:
Расскажите, почему и в ответ на что «Т1» решил запустить собственного разработчика ПО «Нота»?
Кирилл Булгаков:
Запуск «Нота» — это не спонтанное решение, а результат стратегического подхода, который ИТ-холдинг «Т1» начал реализовывать еще в 2019 году. Уже тогда мы осознали, что есть потребность в качественных отечественных решениях, и решили конвертировать многолетнюю накопленную экспертизу в собственные продукты. Ситуация с импортозамещением, которая начала активно развиваться позже, лишь усилила такой курс и придала дополнительный импульс нашему движению.
Важно, что речь идет не просто о создании продуктов, а о становлении полноценного вендора. Для нас это означает не только вложения в технологии и разработку, но и построение правильной модели взаимодействия с рынком. Мы хотим, чтобы те, кто работает в отрасли, могли не просто использовать наши решения, но выстраивать на их основе собственный бизнес.
Даже если в каких-то областях мы можем конкурировать с другими игроками, цель вендора — создать условия, при которых им будет удобно и выгодно становиться нашими партнерами. Именно в таком подходе мы видим ключевую задачу «Нота».
CNews:
Какой средний time-to-market у продуктов «Нота»? Со стороны кажется, что продукты были разработаны в крайне сжатые сроки.
Кирилл Булгаков:
Впечатление о сроках абсолютно оправдано — у продуктов «Нота» time-to-market крайне сжат, и это наша осознанная стратегическая ставка. Это та история, которую может позволить себе лидер: сочетание глубокой экспертизы и значительных управленческих и финансовых возможностей дают возможность опережать конкурентов.
Команды, которые разрабатывали продукты, — сложившиеся коллективы, хорошо знающие предметную область. CRM-платформа «Модус» сделана, без преувеличения, самой сильной командой на российском рынке, которая двадцать лет внедряла западные решения в крупнейший бизнес. Когда у таких специалистов появилась возможность сделать продукт с нуля — результат проявился быстро.
По всем нашим флагманским продуктам time-to-market — от появления бизнес-идеи до полноценного релиза (уже не MVP, а с полной продуктовой упаковкой, готовым кодом и инструкциями) — составляет не больше года.
Однако это не единственный бенчмарк для вендора. Производство корпоративного ПО — а портфель продуктов НОТА ориентирован именно на лидеров рынка — можно сравнить с авиастроением: при выпуске новой версии флагмана важна не столько скорость, сколько тщательное тестирование во всех возможных режимах эксплуатации, сертификация, проработанная документация и безопасность, ведь заказчики доверяют нашим решениям ключевые функции.
С точки зрения продукта, уже находящегося в эксплуатации, временные затраты на доработку имеют большое значение. При необходимости срочных изменений готовы оперативно выпускать промежуточные релизы, ориентируясь на 2—3-недельные спринты. Но гораздо важнее — соблюдать график обновлений, к которому привыкли партнеры. Это и есть показатель зрелости вендора.
Конечно, мы понимаем, что бизнес заинтересован в оперативных изменениях, позволяющих получать дополнительную прибыль, пока конкуренты заняты программированием. И, например, с помощью low-code инструментов компания может без программистов за один день создать новую механику маркетинговой кампании или программы лояльности, например, на CRM-платформе «Модус».
CNews:
А как вы оцениваете зрелость продуктов «Нота»? И как планируете ее повышать?
Кирилл Булгаков:
Зрелость наших продуктов, на мой взгляд, находится на очень хорошем уровне, но мы продолжаем их совершенствовать. Мы изначально выстроили процесс, который позволяет нам регулярно выпускать обновления — в среднем четыре раза в год. Это та частота, которая, с одной стороны, соответствует возможностям заказчиков по внедрению новых релизов, а с другой — позволяет нам стабильно повышать качество и функциональность продуктов.
Важный момент в оценке зрелости — это не просто набор функционала, а наличие целостной системы: от создания продукта до его вывода на рынок и дальнейшего сопровождения. И мы видим, что наши подходы начинают копировать другие участники рынка. Такое отношение, пожалуй, можно назвать лучшим признанием правильности нашего пути.
«Т1» в 2024 году разработал и утвердил стратегию, в основу которой лег анализ рынка: зрелость игроков, уровень партнерских сетей, насыщенность решениями после ухода западных вендоров. Мы также учли лучшие практики глобального рынка — и технологические, и управленческие.
Мы же изначально встроили в стратегию понимание, что продвижение — не просто маркетинг, а создание партнерской среды, поддержка, консалтинг, методология. Мы видим в этом ключ к устойчивому росту зрелости продуктов.
Простой пример — наша платформа для разработки ПО «Сфера», которая заменяет около 20 зарубежных решений, включая Jira, Confluence, Nexus и GitLab. Мы даем партнерам больше, чем просто инструмент для разработки. «Т1» предоставляет методологию, возможность заработать, ценность, которую они могут донести до заказчика. И когда подход выстроен именно таким образом — зрелость продукта развивается не только технически, но и как экосистема вокруг него.
CNews:
То есть в развитии бизнеса «Нота» большую роль играет партнерская сеть. Каких результатов уже удалось достигнуть?
Кирилл Булгаков:

Партнерская сеть действительно играет ключевую роль в развитии бизнеса «Нота». Сейчас у нас почти 150 партнеров. Это очень заметный результат с момента запуска вендора в 2023 году, и важно подчеркнуть, что сеть активно развивается, причем с фокусом на технологических партнеров — тех, кто строит свой бизнес именно на наших продуктах. Мы считаем, что это и есть прочная база для долгосрочного, устойчивого развития вендора и холдинга в целом.
Чтобы упростить и укрепить взаимодействие, мы вложились в создание партнерского портала, а также запустили партнерскую академию. Делаем все, чтобы коммуникация с нашими коллегами была действительно результативной. «Т1» понимает, какие атрибуты должны быть у каждого продукта, чтобы партнерам было удобно и выгодно с ним работать — это и документация, и обучение, и возможность совместных активностей. Все это выстроено в понятную, четкую модель, которая работает.
CNews:
В 2024 году и в начале этого года было много новостей про внедрение продуктов «Нота» в крупнейшие российские компании, например, «Почта России», «Триколор», «Группа Астра», Минздрав МО и другие. Можно ли сказать, что российское ПО находится на этапе достаточной зрелости?
Кирилл Булгаков:
Нельзя сказать, что российское ПО в целом уже достигло этого этапа. Здесь многое зависит от конкретного класса решений и специфики отрасли. Успешный продукт — это результат не только технологической экспертизы, но и способности компании клиента выстроить эффективные процессы. Когда речь идёт о масштабных внедрениях, особенно в крупных организациях, это уже не просто разработка, а полноценный проект организационных изменений, требующий серьёзного опыта в реализации комплексных ИТ-инициатив.
У нас такая экспертиза есть, и именно она стала нашим сильным конкурентным преимуществом в условиях импортозамещения. Многие игроки этого опыта просто не имели, потому что долгое время работали на периферии, пока рынок был занят западными вендорами. Но когда ситуация изменилась, многие не смогли сделать необходимого для реализации «квантового скачка».
При этом на рынке промышленного ПО ситуация совсем другая: отрасль долгое время стагнировала — меньше экспертизы, меньше денег. Но и здесь ситуация начинает меняться, частично благодаря эффективной поддержке со стороны государства. В портфеле «Т1» есть несколько продуктов в области промышленной автоматизации и инженерного ПО, которые развиваются быстрыми темпами именно потому, что нам удалось собрать нужную экспертизу и получить поддержку со стороны правительства. Так что зрелость — это путь, и в каждом сегменте он свой.
«Мы крупнейший вендор и продолжаем развиваться дальше»
CNews:
В марте 2025 года в портфель «Нота» добавился продукт «Оазис». Какие еще продукты в ближайшее время вы планируете включить в портфель?
Кирилл Булгаков:
«Нота» изначально фокусировалась на продаже рыночных продуктов. Вендор наращивал экспертизу в маркетинге и продажах, активно развивал партнерскую сеть. Всё это позволило успешно выводить продукты на рынок и строить устойчивый процесс их продажи и продвижения. Самый очевидный шаг с точки зрения повышения коммерческой эффективности всего холдинга — превращение «Нота» как минимум, в витрину для продажи.
Портфель действительно развивается, но не просто за счет увеличения количества продуктов, а исходя из логики индустриальной экспертизы и зрелости рынка. Нужно сказать, что «Оазис» стал частью портфеля в марте 2025 года именно потому, что его функционал востребован бизнесом. Это пример продукта, который был бы совершенно не востребован десять лет назад — тогда рынок попросту не понимал, зачем управлять рисками. Сегодня же ситуация изменилась: заказчики и рынок дозрели, и «Т1» тоже оказался готов к запуску таких решений. В ближайшее время в портфель войдет еще несколько продуктов.
CNews:
Какие технологии и подходы в разработке ПО, по вашему мнению, будут определять будущее отрасли в России?
Кирилл Булгаков:
Шанс, который появился в связи с уходом зарубежных игроков и наложился на силу российского ИТ-рынка в совокупности со зрелостью управленческих систем, действительно позволяет нам разрабатывать продукты мирового уровня. Микросервисы, искусственный интеллект — уже не просто слова. В некоторых продуктах и сервисах холдинга внедрен ИИ, например в платформе корпоративных коммуникаций DION уже реализована функциональность с использованием ИИ — после встречи автоматически появляется расшифровка звонка, и интеллектуальный помощник формирует короткий конспект. А в платформе «Сфера» функционирует ассистент разработчика, который ускоряет процесс создания ПО и сокращает временные затраты на анализ кода.
CNews:
Какие основные цели ставит перед собой «Т1» и в частности вендор «Нота», как витрина продуктов холдинга на ближайшие 5 лет?
Кирилл Булгаков:
У «Т1» амбициозные планы по росту выручки и расширению доли на отечественном рынке, и те цифры, которые «Т1» показал за 2024 год, говорят сами за себя. У нас есть успешные проекты в ряде стран СНГ, например, в Узбекистане, где мы успешно конкурируем с американскими решениями. Такой пример говорит о том, что наша стратегия выхода на зарубежные рынки работает.
Также важный фокус — формирование портфеля SaaS-решений. У нас по всем ключевым продуктам есть соответствующий трек. Некоторые системы, такие как ВКС DION, сразу выводились как SaaS-продукты — это была очевидная потребность. Но если клиенту нужно — можно развернуть и on-premise. И по всем остальным продуктам мы такую возможность тоже предусматриваем. Это часть общего тренда, в котором мы не просто участвуем, а во многом его формируем.






